ППБО 147-87 Правила пожарной безопасности на метрополитенах

ППБО 147-87 Правила пожарной безопасности на метрополитенах.pdf

МИНИСТЕРСТВОПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР

УПРАВЛЕНИЕВОЕНИЗИРОВАННОЙ ОХРАНЫ

 

Согласовано:                                    Утверждаю:

ГУПО МВД СССР                            первый заметитель

21.12.87                                                             министрапутей сообщения СССР

N 7/1/2925                                         Г.М.ФАДЕЕВ

                                                            14.04.88

 

ЦУО / 4583

 

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАМЕТРОПОЛИТЕНАХ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила устанавливают основные требования пожарной безопасности на наземных и подземныхсооружениях метрополитенов МПС СССР иявляются обязательными для всех работников и служб метрополитенов, организаций, учреждений, выполняющихработы или размещенных в метрополитенах.

На наземные объекты метрополитенов (выше нулевой отметки)-административные здания, электро - и мотодепо , базы, склады, гаражи и т.п. - распространяются требованиясоответствующих общесоюзных противопожарных норм и правил. На автозаправочных станциях должны соблюдаться требования Правил пожарной безопасности приэксплуатации предприятий Госкомнефтепродукта СССР.

При выполнении огневых работ необходимо руководствоваться Правилами пожарной безопасности при проведениисварочных и других огневых работ на объектахнародного хозяйства, утвержденными Главным управлением пожарной охраны ( ГУПО )МВД СССР.

"При размещении в метрополитенах торговых точек кооперативных и совместных предприятий, арендаторов илиц, занятых индивидуальной трудовойдеятельностью, вопросы пожарной безопасности должны отражаться в соответствующих договорах".

1.2. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности объектов и сооружений метрополитенов исвоевременное выполнение правил пожарной безопасностивозлагается на руководителей метрополитенов, соответствующих служб и подразделений, в чьем ведениинаходятся объекты, помещения, участки,устройства, а также на руководителей предприятий, организаций, ведущих работы или размещенных (в томчисле временно) в метрополитене.

1.3. Руководство тушением пожара и организация безопасной эвакуации пассажиров до прибытия пожарныхподразделений возлагается на станциях метрополитенов:

- на начальника станции, а в его отсутствие - на дежурного по станции ( ДСП );

- на других объектах и подвижном составе - на сотрудников метрополитена, согласно должностныминструкциям".

1.4. Начальники метрополитенов, служб, дистанций, депо и других подразделений метрополитенов должны:обеспечивать разработку и проведение мероприятий,направленных на обеспечение пожарной безопасности своих объектов, внедрение средств автоматической противопожарнойзащиты; своими приказами назначатьответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности станций, околотков, цехов, мастерских, складов и других участков, а также за содержание впостоянной готовности средств пожарной автоматикии связи; контролировать соблюдение требований пожарной безопасности другими организациями, выполняющими работы илиразмещенными в метрополитенах. Табличкис указанием фамилий и должностей ответственных за пожарную безопасность лиц вывешиваются на видных местах.

1.5. Должностные лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности предприятий, сооружений,станций, околотков, цехов и т.п., обязаны:

а) знать настоящие Правила, а также приказы и указания МПС СССР и руководства метрополитена по вопросампожарной безопасности и обеспечиватьсвоевременное их выполнение;

б) проводить противопожарный инструктаж вновь поступающих рабочих и служащих по Правилами пожарнойбезопасности, установленным на данном участкес учетом технологических особенностей производства;

в) оборудовать помещения необходимыми первичными средствами пожаротушения в соответствии с установленными нормами (см. приложение), содержать средства пожаротушения в исправном состоянии и постоянной готовности;

г) по окончании работы производить осмотр помещений перед их закрытием и принимать меры к устранениюнарушений, угрожающих возникновениемпожара. Перечень помещений и порядок осмотра устанавливаются руководителем службы (подразделения). Результатыосмотра отражаются в специальномжурнале.

1.6. Руководители служб и предприятий при проверке знаний Правил технической эксплуатацииметрополитенов, а также при назначении на должность или изменении специфики работы должны комиссионно с участием военизированнойпожарной охраны метрополитена принимать зачеты от подчиненных работников по знанию ими Правил пожарнойбезопасности на метрополитенах".

1.7. Первичный противопожарный инструктаж проводится отделом военизированной пожарной охраныметрополитена совместно с первичной проверкойзнаний по охране труда, и отражается в форме Т-1 при приеме на работу. По окончании прохожденияинструктажа у рабочих и служащих должны бытьприняты зачеты. Лица, не сдавшие зачеты, к работе не допускаются.

1.8. Для проведения противопожарного инструктажа на каждой линии метрополитена, заводе и в электродепо должно быть специальное помещение, оборудованное наглядными пособиями,образцами средств пожаротушения и пожарной связи, применяемых наметрополитенах.

1.9. Локомотивные бригады электропоездов, дежурные по станции, диспетчеры служб движения,электроснабжения и электромеханической, кроме прохождения первичного инструктажа по пожарной безопасности,должны изучить порядок действий вслучае возникновения пожара в поезде при нахожденииего в депо, на перегоне и пассажирских станциях.

1.10. Занятия по пожарно-техническому минимуму и периодический противопожарный инструктаж сработниками метрополитена, работающими в подземныхсооружениях или по роду своей служебной деятельности связанными с обслуживанием производственногопроцесса с повышенной пожарной опасностью(сварочные и другие огневые работы, пункты экипировки подвижного состава, малярные и складские отделения, участкивулканизации, мойки и протиркиэскалаторов и т.п.), проводятся два раза в год. Все остальные работники метрополитена проходят периодическийпротивопожарный инструктаж одинраз в год.

Проведение занятий по пожарно-техническому минимуму и проведение периодических инструктажей возлагаетсяна лиц инженерно-технического персонала,назначенных приказом руководителя предприятия с привлечением работников военизированной пожарнойохраны метрополитена.

1.11. Для каждого предприятия, здания и сооружения с категориями помещений А и Е на основе настоящих Правил должны быть разработаны местные инструкции о мерах пожарной безопасности.

Инструкции разрабатываются инженерно-техническим персоналом подразделений и служб метрополитена,утверждаются руководителем предприятия(службы), изучаются рабочими, служащими и вывешиваются на видном месте. Инструкции должнысогласовываться с пожарной охраной метрополитена.

1.12. На каждой станции должны быть: оперативный план пожаротушения , Инструкцияо мерах пожарной безопасности, план эвакуации пассажиров, Инструкция о порядке действийработников и режимах работы шахт тоннельной вентиляции в случае задымления, загорания или пожара на метрополитене. Эти документы должны храниться впомещении дежурного по станции. Второй экземпляроперативного плана пожаротушения должен храниться вкассе у старшего кассира ивыдаваться по первому требованию руководителя тушения пожара.

1.13. Все работники метрополитена, других предприятий и учреждений, производящие работы в действующихсооружениях, обязаны знать и строго выполнятьнастоящие Правила, уметь возникновения пожара, а при обнаружении нарушений, создающих пожарную опасность, принимать необходимые меры к их устранению.

1.14. Для привлечения инженерно-технического персонала и рабочих к активному участию в проведениипротивопожарных мероприятий в соответствии с действующими положениями в службах и на объектах метрополитена создаются пожарно-технические комиссии.

1.15. Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, в зависимости от характера нарушений и их последствийнесут ответственность в установленномзаконом порядке.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. На объектах метрополитена запрещается:

а) разводить костры, сжигать производственные отходы и мусор;

б) курить в необорудованных для этих целей местах;

Примечание. Курение разрешается только в специально отведенных местах, оборудованныхнегорючими пепельницами или урнамис водой и надписями "Местодля курения";

в) загромождать проходы, коридоры, лестничные клетки и другие пути эвакуации людей, а также хранить вчердачных помещениях, холлах, вестибюлях,коридорах, в лестничных клетках какие-либо материалы и устраивать в них мастерские, склады, кладовые, служебныепомещения и т.п.;

г) отогревать замерзшие водопроводные, канализационные и другие трубопроводы открытым огнем. Для этихцелей следует применять пар, горячийпесок, воду или ленточные электронагреватели (типа ЭНГЛ );

д ) устраивать склады (кладовые) горючихматериалов, легковоспламеняющихсяи горючих жидкостей в помещениях, через которые проходят транзитные электрокабели ,незащищенные негорючими кожухами, или газопроводы;

е ) устанавливать глухие металлические решеткив оконных проемах, кроме помещенийскладов, касс наземных подстанций и т.п., когда это необходимо для сохранения ценностей. В этих случаях решеткидолжны быть съемными илираздвижными, должны быть съемными или раздвижными, должны быть открыты в течение рабочеговремени;

ж) оставлять без присмотра включенные электроприборы (кроме стационарно установленныхэлектроотопительных приборов), электросушильные шкафы, не оборудованные терморегуляторами и водонагревательныеприборы (кроме кубовых).

з ) применять для облицовки стен и потолков напутях эвакуации людей (влестничных клетках, коридорах, холлах, вестибюлях, тамбурах и т.д.), а также для устройства и отделкиподземных помещений и вестибюлей станции сгораемыеи трудносгораемые материалы, а также материалы,выделяющие при нагреваниитоксичные продукты;

и) хранить горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, щелочи, кислоты и взрывчатые вещества в неустановленных местах.

к) складировать на перекрытиях кабин для дежурных по станциям в помещениях медпунктов, касс, киосковсгораемые материалы, инвентарь и оборудование;

л) оборудовать кладовые и раздевальные помещения подземных сооружений мягкой мебелью и сгораемыми шкафами,кроме помещений с постоянным нахождениемлюдей;

м) размещать торговые киоски на платформах станций, в подземных переходах между станциями.

По согласованию с руководством метрополитена, органами государственного пожарного надзора ивоенизированной пожарной охраной разрешаетсяразмещать киоски для торговли и выполнения других услуг для пассажиров в наземных вестибюляхстанций, на прилегающей к ним территории ив подземных переходах, являющихся одновременно входами и выходами в метрополитен.

Торговля цветами, печатной продукцией, сувенирами, в том числе с переносных складных столиков, вподземных переходах, в вестибюлях станций,в переходах между станциями должна проводиться по разрешению начальника метрополитена. При этомдолжно быть определено время и место торговли,количество и размер упаковки. Лица, осуществляющие торговлю, должны иметь визитные карточки на правоторговли установленного образца. Допустимоеколичество торговых мест и их размещение по каждой станции определяется руководителем службыдвижения и согласовывается с органами государственногопожарного надзора и военизированной пожарной охраной метрополитена.

н) применять для промывки, протирки и обезжиривания различных деталей и конструкций легковоспламеняющиеся игорючие жидкости кроме тех случаев, когдаприменение таких веществ предусмотрено технологическим процессом, при условии соблюдения необходимых мерпожарной безопасности;

о) применять лакокрасочные материалы, эмали, растворители, моющие и обезжиривающие жидкости, не известныепо своему химическому составу (степенипожарной опасности). Эти материалы могут быть использованы только после соответствующего анализа,определения их пожароопасных свойстви разработки мер по их безопасному использованию.

2.2. Места примыканий действующих тоннелей истанций к строящимся объектам доначала проведения работ должны ограждаться негорючими перегородками, исключающими проникновение через них продуктовгорения. При организации работ вместах примыканий к действующим линиям должна устанавливаться телефонная связь сдежурным персоналом метрополитена.

2.3. Все объекты, сдаваемые Метростроем идругими строительными организациямив эксплуатацию, должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения всоответствии с установленными Нормами оснащенностипервичными средствами пожаротушения подземныхсооружений и подвижного составаметрополитенов.

2.4. Емкости для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей,расположенные на территории электрифицированных путей и в зданиях метрополитена,должны предохраняться от искрообразования иэлектрической коррозии, возникающей в результате действий блуждающих токов.

2.5. Эксплуатационный контроль за состоянием защиты емкостей,сооружений и устройств метрополитена от коррозии, вызываемой блуждающимитоками, и защиты от искрообразования и грозовыхразрядов возлагается на службу, в ведении которой они находятся.

2.6. На платформах и в вестибюлях станций для сбора мусора должны бытьустановлены несгораемые урны, которые необходимо своевременно очищать.

2.7. В подземных помещениях метрополитена, должны быть педальные урны(ведра) для сбора мусора и производственных отходов.

Содержимое урн должно своевременно удаляться на поверхность земли вспециально оборудованное место.

2.8. Места производства ремонтных работ по окончании рабочего временинеобходимо тщательно убирать от горючего строительного мусора.

2.9. Весь накопившийся за смену горючий мусор, обтирочные материалы,использованные билеты и т.п. должны быть убраны из помещений станций вспециально отведенное, безопасное в пожарном отношении место.

2.10. Удаляемый из тоннелей и цехов наземных предприятий горючий мусори отходы горюче-смазочных материалов должны еженедельно вывозиться с территориипредприятий.

2.11. Спецодежда должна храниться в предназначенных для этих целейбытовых помещениях в шкафах из негорючих материалов в помещениях скруглосуточным дежурством персонала допускается хранение спецодежды открытымспособом на вешалках. Промасленную одежду разрешается хранить только вразвешенном виде. В карманах спецодежды запрещается оставлять промасленныетряпки или обтирочные концы. Оставлять после работы спецодежду на верстаках,ящиках, у рабочих мест не допускается. Промасленную (загрязненную) одеждунеобходимо своевременно стирать, при этом администрацией предприятий, службметрополитена должен быть установлен порядок замены промасленной одежды начистую.

2.12. Чистые обтирочные материалы должны храниться отдельно отиспользованных и промасленных. Для хранения обтирочных материалов устанавливаютметаллические ящики с плотно закрывающимися крышками. Ежедневно по окончанииработы промасленный обтирочный материал необходимо выносить из помещений вустановленное место.

2.13. Ящики для сбора использованных обтирочных материалов должны бытьс надписями "Промасленные обтирочные материалы". Разбрасываниепромасленных концов по помещениям, трубопроводам, электрокабелям и т.п. запрещается.

2.14. Баллончики для газовых горелок (вместимость баллончиков не должнапревышать 5 л) с горючими газами (бутаном, пропаном, ацетиленом) разрешаетсяхранить в наземных сооружениях (не более одного комплекта из двух баллонов) вспециально отведенных для этой цели местах, согласованных с пожарной охранойметрополитена, в металлических ящиках, закрывающихся на замок. Ящики должныиметь вентиляционные отверстия в верхней и нижней частях.

2.15. Огневые работы в подземных сооружениях метрополитена проводятсятолько в ночное время, после снятия напряжения, за исключением работ аварийногохарактера, выполненных по распоряжению руководителей служб.

Производство огневых работ в дневное время в служебно-техническихпомещениях, вентшахтах , водоотливных установкахдопускается при условии исключения возможности задымления вестибюля, станции,тоннеля и выставлении пожарного поста.

2.16. Все виды огневых работ (электросварка, работа паяльными лампами,газосварка, разогрев битума на площадках, механическая обработка с образованиемраскаленных частиц и искр), за исключением выполняемых по технологическомупроцессу или в специально оборудованных местах и помещениях, проводятся толькос письменного разрешения технического руководителя, после согласования спожарной охраной метрополитена. Места установки газоэлектросварочного оборудования должны согласовываться с органами государственного пожарногонадзора.

2.17. Проведение газосварочных и электросварочных работ в действующихтоннелях допускается только со специальных агрегатов, установленных наподвижных единицах метрополитена.

2.18. В местах проведения огневых ремонтных работ должны бытьдополнительные средства пожаротушения (количество ивиды средств пожаротушения определяются совместно своенизированной пожарной охраной метрополитена).

2.19. Завоз смазочных материалов в тоннель осуществляется наоборудованном для этих целей моторельсовом транспортев ночное время после снятия напряжения в специальных раздаточных емкостях.

2.20. Подвижные единицы, приспособленные под перевозку смазочныхматериалов в тоннелей, оборудуются первичными средствами пожаротушения :двумя пенными и одним углекислотным или порошковым огнетушителями, огнезащитнойтканью (кошмой) размером 2х1,5 м, ящиком с песком и лопатой.

2.21. Перевозка и раздача горюче-смазочных материалов должныосуществляться в присутствии ответственного за пожарную безопасность лица.

2.22. Горюче-смазочные материалы ( ГСМ ),легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (краски, лаки, масла, мастики и т.п.),необходимые для проведения регламентных работ, должны храниться в закрытыхметаллических ларях с плотно закрывающимися крышками и герметически закрытойнебьющейся таре, кроме полиэтиленовой.

Лари и расходная тара должны быть промаркированы и иметь надпись"Огнеопасно". Запас этих веществ и материалов в помещениях и тоннеляхдолжен согласовываться с военизированной пожарной охраной. Нормы их хранениядолжны быть вывешены на видных местах.

2.23. Автомобильный транспорт, предназначенный для перевозки смазочныхматериалов и тары, должен быть оборудован приспособлениями для их разгрузки,исключающими возникновение статического электричества, искр и пламени, иотвечать требованиям Инструкции по обеспечению безопасности перевозки опасныхгрузов автомобильным транспортом.

2.24. Запрещается:

а) перевозить и хранить смазочные материалы в неисправной, незакрывающейся , а также стеклянной и полиэтиленовой таре;

б) курить и работать с открытым огнем на спецплатформе и в местах раздачи смазочных материалов;

в) оставлять в тоннеле пустую тару из-под смазочных материалов (бидоны,бочки, канистры и др.);

г) сливать отработанные масла в дренажные лотки и канализационную сеть;

д ) заправлять мотовозы в неустановленных местах и с нарушением технологии заправки;

е ) использовать для открывания бочек (слегковоспламеняющимися жидкостями, а также из-под них) искрообразующий инструмент;

ж) оставлять неубранными места с пролитыми жидкостями.

2.25. Для сушки спецодежды в служебно-технических помещениях должныустанавливаться сушильные шкафы. Каждый шкаф оборудуется нагревательнымиэлементами закрытого исполнения и соответствующей электрозащитой от токовкороткого замыкания и тепловой защитой от перегрева. Отключающее устройствоэлектросушильного шкафа должно быть закрыто кожухом и иметь приспособление длязапирания на замок в выключенном состоянии. Ключ от замка находится уответственного за сушку лица. Сушить спецодежду разрешается только в развешенномвиде.

2.26. По окончании сушки шкаф отключается, проверяется состояние камерысушильного шкафа и отключающее устройство закрывается на замок.

2.27. Чистка днища сушильных шкафов от горючих отходов и пылиосуществляется не реже одного раза в месяц.

2.28. В помещении, где установлен сушильный шкаф, должны быть вывешены:инструкция по соблюдению мер пожарной безопасности при его эксплуатации итабличка с указанием фамилии лица, ответственного за сушку одежды.

2.29. Отверстия, образующиеся в перекрытиях, стенах, перегородках припересечении их коммуникациями, должны наглухо заделываться негорючимиматериалами.

2.30. Во избежание попадания влаги и грунтовых вод на контактный рельс,электросеть, электрооборудование в сооружениях метрополитена в местах протечекустанавливаются водозащитные зонты из негорючих материалов.

3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ, ЗДАНИЙ И СЛУЖЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

3.1. Территория вокруг наземных станций, определяемая охранной зоной,киосков, приточно-вытяжных вентиляционных шахт, производственных предприятий, электродепо , складов, баз и т.п., а также помещенияметрополитенов должны очищаться от сгораемых отложений, мусора и отходов.Помещения и сооружения должны использоваться только по прямому назначению, заисключением случаев, предусмотренных подпунктом "м" пункта 2.1.

3.2. Ко всем зданиям и сооружениям должен быть обеспечен свободныйподъем пожарных автомобилей. Противопожарные разрывы между зданиями исооружениями не должны загромождаться и использоваться для складированияоборудования, материалов, стоянки автотранспорта и строительство временныхзданий и сооружений.

3.3. Запрещается осуществлять перепланировку и изменять назначениепомещений без предварительно разработанного проекта, утвержденного вустановленном порядке.

3.4. Люки кабельных коллекторов в каждом торце станции должнысодержаться в закрытом состоянии. Конструкция замков должна обеспечиватьоткрывание люка со стороны коллектора вручную, а со стороны платформы - ключом.Ключи от замков хранятся на аварийной доске у ДСП .

3.5. Металлические лестницы к эвакуационным люкам кабельных коллекторовдолжны быть в исправном состоянии, а люки не должны ничем загромождаться.

3.6. Все двери эвакуационных выходов должны свободно открываться, а приналичии людей в помещениях не должны запираться.

3.7. Все эвакуационные выходы должны быть обозначены указателями идругими надписями в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76 "Цветасигнальные и знаки безопасности".

3.8. Двери чердачных помещений должны быть обиты железом по асбестовомукартону и постоянно содержаться закрытыми на замок. Ключи от них хранят вдоступном для их получения в любое время суток месте. На дверях чердакауказывается место хранения ключей. Слуховые окна застекляются и закрываются назапоры.

3.9. Деревянные конструкции чердаков зданий должны быть обработаныогнезащитным составом.

3.10. Установка кубовых колонок и водоподогревов в помещениях, где расположены электросборки , щитовыеи другие устройства с электрооборудованием, допускается при условии установкизащитных устройств от попадания воды на электрооборудование.

3.11. Кабельные каналы в помещениях блок-постов ,кроссовых, дикторских и т.д. должны закрываться щитами, выполненными изнегорючих материалов.

3.12. Все помещения станций должны иметь надписи или нумерацию согласноих принадлежности, обозначения по категорийности иклассу пожарно - и взрывоопасности и закрываться назамок.

Резервные ключи от помещений (кроме помещений с электроустановкамивысокого напряжения) хранятся у ДСП . Кодовые замки надверях подключаются к аварийной секции.

3.13. Для проверок противопожарного режима в помещениях станций икабельных коллекторах на аварийной доске в кабинах ДСП должны находится ключи, замаркированные в соответствии с нумерацией помещений.Проверка этих помещений осуществляется в присутствии ДСП или представителя службы.

3.14. Вместимость учебных классов и технических кабинетов, размещаемыхв подземных сооружениях, не должна превышать 30 человек.

3.15. В кабинах ДСП на видном месте должныбыть вывешены таблички с указанием фамилии ответственного за пожарнуюбезопасность, номер телефона пожарной охраны, инструкция по пожарнойбезопасности, Инструкция о порядке действия работников и режимах работы шахттоннельной вентиляции в случаях задымления или пожара, табель боевого расчета иплан эвакуации пассажиров на случай пожара.

3.16. Все помещения депо, мастерских, складов, прочих объектов поокончании работы должны быть очищены от горючего мусора и отходовлегковоспламеняющихся и горючих жидкостей, электроосвещение (кроме аварийного)в них должно быть отключено, двери помещений заперты на замок. Запасные ключиот помещений хранятся на аварийной доске у дежурного по объекту.

3.17. Леса, применяемые при проведении ремонтных работ, должны бытьинвентарными, металлическими. Деревянные настилы и подмостки пропитываютсяогнезащитным составом.

4. ТОННЕЛИ И ТОННЕЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

4.1. Складирование шпал, сгораемых коробов, щитов и других горючихматериалов в действующих тоннелях и в полосе наземных участков пути недопускается, кроме запаса материалов, необходимых для выполнения цикларемонтных работ в соответствии с технологическим процессом. Объем материалов,сроки и места их хранения должны быть согласованы с пожарной охранойметрополитена. Наземные участки пути должны быть очищены от сухой травы, ветоки т.п.

4.2. Складирование покилометрового запасашпал осуществляется на открытых линиях и площадках электродепо .Места складирования согласовываются с пожарной охраной метрополитена иобеспечиваются первичными средствами пожаротушения .

4.3. С мест работ, проводимых в ночное время в тоннелях и притоннельных сооружениях, горючий мусор, строительныхотходы и инструмент должны быть убраны в безопасное место (до подачи напряженияв контактную сеть).

4.4. Уборка, сбор и вывоз горючих отходов и мусора из тоннелей и притоннельных сооружений возлагается на руководителейхозяйственных подразделений, за которыми закреплен данный объект ипроизводителей работ, выполняющих в данном месте работы с образованием отходови мусора. Централизованный вывоз мусора из действующих тоннелей возлагается наслужбу тоннельных сооружений.

4.5. Контейнеры для сбора производственных отходов, установленные втоннельных сооружениях, должны быть постоянно закрыты.

4.6. Тара для хранения обтирочных и строительных материалов, а такжедля сбора горючего мусора должна быть замаркирована по принадлежности иукреплена на месте стоянки, оборудованном первичными средствами пожаротушения .

4.7. Хранение масла для гидравлических систем в камерах тоннельныхметаллоконструкций запрещается. Масло должно храниться в помещениях, отвечающихпротивопожарным требованиям и согласованных с пожарной охраной метрополитена.

4.8. Провода электропутевого инструмента ( шпалоподбойки , дрели, шлифовалки и т.п.) должны быть исправными, не должны иметь скруток.

4.9. Шпалы, уложенные в путь, особенно в местах отстоя подвижногосостава и на тормозных участках пути, должны своевременно очищаться от горючихотложений.

4.10. Пространство под электроприводами стрелочных переводов должнотщательно очищаться от горючих материалов, смазки и обтирочных материалов ипостоянно содержаться в чистоте.

4.11. Наплывы битума, выделяемые из тела тоннеля, необходимосвоевременно собирать и удалять на поверхность.

4.12. В действующих линейно-технических пунктах осмотра подвижногосостава, расположенных в тупиках, переходные мостики, стрелки и смотровые канвыдолжны содержаться в чистоте.

4.13. Все переходные мостики в местах оборота поездов должны бытьвыполнены из негорючего материала.

4.14. В действующих тоннелях запрещается:

а) проводить работы с газогенераторами;

б) пропитывать креозотом шпалы, коротыши, клинья, подкладки и др., атакже разогревать битум;

в) укладывать деревянные щиты и всевозможные уплотнения из горючихматериалов между нитками ходовых рельсов и устраивать деревянные сходныемостики со станционных платформ кроме предусмотренных проектами;

г) устанавливать зажимы на неисправных участках водопроводов (установкахомутов разрешается для оперативного восстановления водопровода с последующимремонтом поврежденного участка);

д ) хранить горючие материалы за оборудованиемустройств сигнализации и связи, путейскими шкафами, а также в сбойках и другихпомещениях, примыкающих к тоннелю.

Кроме небольших количеств в закрытых переносных тигельных устройствахобъемом не более 3 кг, конструкция которых должна быть согласована своенизированной пожарной охраной метрополитена.

5. ЭСКАЛАТОРЫ И МАШИННЫЕ ЗАЛЫ

5.1. Входная дверь в машинный зал эскалаторов должна постояннонаходиться на запоре.

5.2. В помещениях машинных залов, эскалаторов демонтажных камер, атакже в наклонах, натяжных, под маршами и на площадках лестниц нельзя допускатьскопления горючего мусора, складирования запчастей, смазочных и другихматериалов.

5.3. В каждом машинном зале эскалаторов должен быть вывешен табельоснащенности запасным оборудованием машинных залов, утвержденный Главнымуправлением метрополитенов.

5.4. Смазочные материалы для эскалаторов хранятся в изолированныхнесгораемых помещениях с обособленной вентиляцией в металлической, герметическизакрываемой таре. Электровыключатель долженнаходиться вне помещения кладовой смазочных материалов. Освещение должно бытьво взрывобезопасном исполнении. На дверях кладовойдолжны быть предупреждающие и запрещающие надписи установленного образца. Навидном месте вывешиваются допустимые нормы хранения смазочных материалов. Тарадолжна иметь надписи, указывающие ее емкость и вид смазочного материала.Емкости в кладовых должны быть приспособлены для розлива жидкости в расходную тару.

5.5. Обтирочные материалы должны храниться в металлических ларях. Нормыхранения обтирочных материалов согласовываются с пожарной охранойметрополитена.

5.6. Чистка бункеров и поддонов приводной и натяжной станций от горючихотходов и других отложений должна проводиться ежедневно.

5.7. Металлические конструкции под балюстрадами и движущимися частямиэскалаторов необходимо очищать от горючих отложений.

5.8. Кабельные каналы в машинных залах должны быть закрыты негорючимиплитами: и своевременно очищаться от горючего мусора и пыли. Хранение в нихкаких-либо предметов и материалов не допускается.

5.9. В машинных залах эскалаторов должны быть вывешены на видном местеинструкция по мерам пожарной безопасности и указатели: "Ответственный запожарную безопасность _____", "Место для курения", "Опожаре звонить по телефону N ____________".

5.10. При проведении работ в машинных залах эскалаторов работникамидругих организаций или служб ответственность за соблюдение правил пожарнойбезопасности возлагается на руководителя работ, а контроль осуществляетсямастером или машинистом эскалаторов.

5.11. Сливаемое отработанное масло из редукторов немедленно вывозитсяиз машинных залов в места его утилизации и очистки. Слив допускается толькопосле закрытия станции либо при аварии.

5.12. Перед проведением сварочных и других огневых работ ремонтныебригады должны очистить конструкции балюстрад от горючих отложений пыли.

5.13. Снятую горючую облицовку балюстрад и поручни необходимонемедленно вывозить на поверхность в специально отведенное место.

5.14. В машинных залах эскалаторов запрещается:

а) хранить в маслокладовой порожнюю тару,ящики с обтирочными материалами и другие посторонние предметы кроме расходнойтары емкостью, соответствующей нормам хранения ГСМ ;

б) хранить в машинных залах и на платформах станций резервные поручни (хранениедопускается только в вестибюлях в несгораемых закрытых кожухах, исключающихпопадание внутрь посторонних предметов);

в) проводить огневые работы на оборудование с маслонаполненнойаппаратурой, а также вблизи сгораемых, свежеокрашенных или покрытых масломконструкций и агрегатов;

г) перевозить на эскалаторах горючие ( ГЖ ) илегковоспламеняю­щиеся жидкости ( ЛВЖ ), а такжебаллоны со сжатыми и сжиженными горючими газами во время работы метрополитена(перевозка допускается при отсутствии пассажиров на движущихся лентахэскалаторов и только в герметической

таре).

6. ПОДСТАНЦИИ И ЭЛЕКТРОСЕТИ

6.1. Тяговые и понизительные подстанции, электросети и другоеэлектротехническое оборудование должны отвечать требованиям ПУЭ ,Строительных норм и правил (СНиП), Правил технической эксплуатацииэлектроустановок потребителей и Правил техники безопасности.

6.2. Двери трансформаторных ячеек должны быть выполнены из негорючихили трудногорючих материалов, открываться в сторонувыхода из помещения и быть постоянно закрытыми за замок.

6.3. Конструкция вентиляционных коробов, шахт и проемов должнаисключать попадание через них влаги или конденсата на высоковольтноеоборудование трансформаторных ячеек или распределительных устройств.

6.4. Проемы, соединяющие камеры трансформаторных ячеек, масляныхвыключателей и распределительных устройств с вентиляционными каналамиприточно-вытяжной или аварийной вентиляции, должны быть закрыты жалюзи илисетками с размерами ячеек не более 2 х 2 мм.

6.5. Открытая прокладка транзитных кабелей, трубопроводов ивентиляционных коробов через помещения, где установлены трансформаторы,масляные выключатели и распределительные устройства, без дополнительной защитыих негорючими материалами не допускается.

6.6. Стены трансформаторных ячеек совмещенных тяговых подстанций ( СТП ), где установлены автоматические средства пожаротушения , для предохранения их от разрушения в случаесрабатывания автоматических средств пожаротушения ,должны снабжаться автоматическими клапанами избыточного давления.

6.7. В подземных помещениях СТП ипонизительных подстанций запрещается:

а) приспосабливать свободные трансформаторные ячейки и помещения враспределительных устройствах переменного и постоянного тока, а такжевентиляционные камеры и вентиляционные каналы под складские помещения;

б) разливать масла, хранить посторонние материалы, предметы, а такжегорючие отходы;

в) промывать корпуса при ремонте трансформаторов легковоспламеняющимисяжидкостями.

6.8. Совместная прокладка кабельных линий с газопроводами итрубопроводами, содержащими легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, недопускается.

6.9. Кабельные коллекторы должны содержаться в чистоте, иметь исправноеосвещение, необходимые средства пожаротушения . Вместах, не гарантированных от попадания грунтовых вод на кабели илиэлектрооборудование, должны сооружаться водоотводящие зонты из негорючихматериалов.

6.10. Над распределительными устройствами должны быть установленыводоотводящие зонты из негорючих материалов.

6.11. Покраску кабельных линий в тоннелях можно осуществлять только вночное время по специальному разрешению технического руководителя исогласованию с пожарной охраной метрополитена.

6.12. Кабели джемперов в местах их пересечения с потоками силовыхкабелей должны иметь дополнительную изоляцию из негорючих материалов. Крометого, эти кабели должны быть изолированы от тела тоннеля и заземленияметаллических конструкций.

6.13. Для оперативного обесточивания электрокабелей в тоннелях и коллекторах в случае возникновения пожара должна быть разработанасхема (инструкция), определяющая порядок обесточивания всех электрокабелей .Схема (инструкция) должна находиться у дежурного электродиспетчера и быть изучена в установленном порядке всем дежурным персоналом службы.

6.14. Монтаж иллюминационных установок на вестибюлях станцийосуществляется согласно перечню, утвержденному руководством метрополитена исогласованному с энергонадзором .

6.15. Включение в работу иллюминационных установок производится послеосмотра технической комиссией с участием представителя пожарной охраны метрополитенаи составления соответствующего акта.

6.16. Монтаж, включение и эксплуатация иллюминационной установкиосуществляется ответственными лицами, назначаемыми приказами начальниковобъектов.

6.17. У всех групповых отключающих устройств и предохранителейосветительной сети должны быть надписи с наименованием присоединения имаксимально допустимого значения тока вставки расцепителя и плавкой вставки. Применение некалиброванных и завышенных по току плавкихвставок во всех видах предохранителей запрещается.

6.18. Неисправности в электросетях, которые могут вызвать искрение,короткое замыкание, нагревание проводов и др., немедленно устраняют. Доустранения неисправности электросеть должна быть отключена.

6.19. При монтаже и эксплуатации электросетей и установок запрещается:

а) совместная прокладка взаиморезервируемых цепей, а также рабочего и аварийного освещения в одной трубе, коробе или лотке;

б) применять холодную пайку (скрутку электропроводов) и оставлятьнеизолированными участки электросетей;

в) монтировать люминесцентные лампы и арматуру на сгораемых основаниях;

г) складировать различные материалы и предметы в щитовых, электросборках , релейных, кроссовых, путейских ящиках, форкамерах , кабельных коллекторах, свободныхтрансформаторных ячейках кроме аварийно-технологического запаса, хранящегося внегорючей упаковке;

д ) применять временные силовые иосветительные электропроводки кроме электропроводок, питающих местапроизводства строительных и временных ремонтно-монтажных работ;

е ) использовать электропровода, кабели,выключатели, штепсельные розетки и т.п. для подвешивания одежды, плакатов идругих предметов;

ж) пользоваться неисправными электросетями, выключателями, розетками,штепсельными вилками, рубильниками, предохранителями и т.п.;

з ) использовать электронагревательные приборыдля бытовых нужд без специального разрешения пожарной охраны метрополитена;

и) устанавливать розетки в складах, кладовках и раздевалках;

к) хранить горючие материалы и предметы в непосредственной близости кэлектроприборам, светильникам, электрокабелям , подэлектрощитами и т.п.;

л) оставлять недемонтированными старыебездействующие электросети.

6.20. Электронагревательные приборы, необходимые по условиямпроизводства, должны быть защищены от соприкосновения с горючими материалами иустановлены на несгораемой поверхности (подставке).

6.21. Сварка свинцовых пластин аккумуляторных батарей с помощью горючихгазов должна выполняться в строгом соответствии с действующими правилами приналичии письменного разрешения технического руководителя и согласовании спожарной охраной метрополитена.

6.22. Устройства, предотвращающие распространение огня в кабельныхколлекторах, и средства автоматической противопожарной защиты их необходимосодержать в исправном состоянии.

6.23. Аварийное освещение должно постоянно находиться в работоспособномсостоянии.

7. ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

7.1. На случай пожара или задымления станций и тоннелей метрополитенадолжна быть составлена конкретная инструкция по режиму работы шахт тоннельнойвентиляции, разработанная на основе отраслевой Инструкции о порядке действийработников и режимах работы шахт тоннельной вентиляции в случае задымления,загорания или пожара на метрополитенах и дополняющих ее методическихдокументов. Дежурный персонал дистанций и диспетчеры электромеханической службыдолжны знать данную Инструкцию и иметь навыки практических действий попереключению шахт.

7.2. Очистка вентиляционных систем (воздуховодов, камер, фильтров идр.) должна проводиться в установленные сроки, но не реже двух раз в год.Отметки об очистке вентиляционной системы делаются в специальном журнале.

7.3. Двери вентиляционных камер и наземных вентиляционных киосков (втом числе на перегонах) должны быть постоянно закрыты на замок. Запасные ключиот них хранятся на аварийной доске у ДСП .

7.4. Устройство кладовых и хранение горючих материалов в помещенияхвентиляционных установок, в стволах вентиляционных шахт, вентиляционныхканалах, а также в помещениях воздушно-тепловой завесы, теплоцентров и водомеров запрещается.

7.5. Применение горючих материалов для устройства воздуховодов,фильтров и шумоглушителей в вентиляционных системах не допускается.

7.6. Металлические стационарные лестницы стволов вентиляцион­ных шахтдолжны содержаться в исправном состоянии.

7.7. Размещение сгораемых строений, автостоянок, гаражей, складированиегорючих материалов и мусора, а также разведение костров, проведение работ сбольшим выделением дыма или горючих газов ближе 25 м от вентиляционных киосковметрополитена запрещается.

7.8. Очистка вытяжных воздуховодов от горючих отложений, образовавшихсяв результате эксплуатации электроплит в буфетах, комнатах приема пищи,проводится не реже одного раза в два месяца, о чем отмечается в специальномжурнале или в соответствующем акте.

7.9. Накапливающуюся горючую пыль на приборах отопления периодическиудаляют и не менее одного раза в год убирают со снятием сеток и декоративныхрешеток.

7.10. Электрические печи для отопления служебно-технических и бытовыхпомещений следует применять заводского изготовления с закрытыми нагревательнымиэлементами и устанавливать на негорючих стенах (перегородках) или полах. Печидолжны быть закреплены.

7.11. Питание электроотопительных приборов должно осуществлятьсясамостоятельным кабелем через трех или двухполюсные штепсельные розетки,заземляющие контакты которых должны присоединяться к шинам заземления в тоннелеили на станции.

7.12. При эксплуатации отопительных электропечей запрещается:

а) переноска печей из одного помещения в другое;

б) подключение печи к розеткам или рубильникам, не предназначенным дляэтих целей;

в) сушка на них спецодежды, пиломатериалов, ветоши и т.п.;

г) установка электропечей в столярных и балюстрадных мастерских,кладовых и малярных, а также в местах хранения и применения ЛВЖ и ГЖ ;

д ) использование печей мощностью, превышающейдопустимую нагрузку на питающие электропровода.

8. ЭЛЕКТРОДЕПО И МОТОДЕПО

8.1. Проезды на территории электродепо должнысодержаться в исправном состоянии и быть свободными от посторонних предметов, вночное время освещаться. Оставлять подвижной состав и другие транспортныесредства на пожарных проездах запрещается.

8.2. Электро - и мотодепо должны быть обеспечены телефонной связью с отделом военизированной пожарнойохраны (пожарной командой).

8.3. Продувочная канава, главный вентиляционный короб продувочнойкамеры, нижняя зона, скруберная должны очищаться отгорючих отходов и пыли и промываться водой по графику, но не реже одного раза в6 мес.

8.4. Вентиляционные короба в камерах продувки и промывки аппаратоввагонного оборудования должны не реже двух раз в год очищаться от накопившихсяв них горючих отложений.

8.5. Конструкция масляных ванн для подогрева механического оборудованияи ванн прожировки манжет пневматического иэлектрического оборудования вагонов должна исключать возможность перегрева ивыброса масла.

8.6. Устройство кладовых и хранение каких бы то ни было сгораемыхматериалов в смотровых канавах не допускается.

8.7. Ванны, предназначенные для антикоррозийного покрытия и смазываниярессор подвижного состава, должны плотно закрываться крышками и оборудоватьсясливными пробковыми кранами.

8.8. Проводка низкого напряжения в смотровых и отстойных канавах должнабыть изолирована от рельсового бруса и шпал. При присоединении к ней переносныхламп должен создаваться надежный контакт, исключающий местный нагрев, искрениеи короткое замыкание проводов.

8.9. При централизованной подаче горюче-смазочных материалов ( ГСМ ) насосная должна отделяться от основных емкостейнесгораемой перегородкой с пределом огнестойкости не менее 1 ч, а дверной проемзащищаться противопожарной дверью.

8.10. Помещения маслораздаточной должны быть оборудованыприточно-вытяжной вентиляцией.

8.11. Грунт, пропитанный ГСМ , на территорииих хранения и раздачи необходимо периодически срезать и удалять. Снятый грунтзаменяется свежим.

8.12. Окраску подвижного состава непосредственно в цехе подъемочного ремонта можно выполнить только местную(кистью) с разработкой необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасноепроведение окрасочных работ, с учетом того, что среда в радиусе 5 м от местаокраски является взрыво - и пожароопасной. Количестволакокрасочных материалов, хранящихся в цехе, не должно превышать сменнойпотребности.

8.13. Смотровые канавы и полы в местах отстоя подвижного состава должнырегулярно очищаться от горючего мусора, разлитых горючих и смазочныхматериалов. Пролитые ГСМ необходимо убирать с помощьюпеска.

8.14. В каждом депо должен быть составлен план эвакуации подвижногосостава на случай пожара, который не реже одного раза в год изучаетобслуживающий персонал с практической отработкой.

8.15. Ремонт мотовозов, дрезин и другой техники должен производиться наспециально отведенных и оборудованных для этого местах.

8.16. Отработанную смазку следует хранить в металлических бочках вспециальных помещениях или кладовых ГСМ .

8.17. Производить заправку мототранспорта впомещениях стоянки, обслуживания и ремонта, а также ставить его в депо приналичии течи или просачивания бензина из бака без предварительного сливабензина запрещается.

8.18. Использовать списанные вагоны под производственные нужды, какправило, не допускается. В исключительных случаях с разрешения начальникаметрополитена допускается использование исключенных из инвентарного паркавагонов под производственно-бытовые нужды, с оборудованием их средствами пожаротушения и выполнением других условий, обеспечивающихпожарную безопасность, места установки согласовываются с государственнымпожарным надзором.

8.19. В электро - и мотодепо запрещается:

а) ремонтировать спецплатформы при наличии наних баллонов со сжатыми, сжиженными газами, газогенераторными аппаратами илиемкостями с ЛВЖ и ГЖ ;

б) ремонтировать мототранспорт с баками,наполненными бензином, и картерами, заполненными маслом кроме регулировкидвигателя, и согласованных с военизированной пожарной охраной метрополитена;

в) сушить свежеокрашенные вагоны электронагревательными приборамиоткрытого типа;

г) ставить в депо цистерны, мотовозы и автомашины, груженые ЛВЖ и ГЖ ;

д ) использовать ходовые рельсы иметаллические конструкции в качестве второго провода при электросварочныхработах.

Огневые и огнеопасные работы при ремонте подвижного состава разрешаютсятолько в местах, установленных приказом начальника электродепо .

9. ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОЙ СОСТАВ МЕТРОПОЛИТЕНА

9.1. Ответственность за пожарную безопасность электропоезда,находящегося на линии, возлагается на машиниста поезда. Ответственность заобеспечение выхода на линию технически исправного и укомплектованногосредствами пожаротушения электропоезда возлагается намастера комплексной бригады.

9.2. При техническом осмотре поезда перед выходом его на линию следуетпроверить исправность электрооборудования, отопления, чистоту, наличие иисправность первичных средств пожаротушения идвусторонней связи "пассажир - машинист". Выявленные нарушениянеобходимо немедленно устранить. До устранения нарушений выход поезда на линиюзапрещается.

9.3. Брезентовые чехлы, предназначенные для защиты от механическихповреждений выводных концов тяговых двигателей, должны быть пропитаныогнезащитным составом.

9.4. Кабины машинистов электропоездов должны быть оборудованыпепельницами из негорючих материалов. Пепельницы должны быть закреплены изакрыты крышками.

9.5. Электропечи, устанавливаемые в кабинах машинистов, должны бытьхорошо укреплены и иметь самостоятельную электрозащиту. На печах и вблизи нихне допускается размещение горючих материалов.

9.6. Электрическое оборудование подвижного состава должно иметьнадежную защиту установленного образца, все виды предохранительных устройствдолжны быть замаркированы с указанием на них номинального тока.

9.7. Электроподвижной состав во время ночных отстоев в депо, настанциях и в тоннелях не должен использоваться для отдыха рабочих.

9.8. При применении наждачных тормозных колодок в период обкаткивагонов или шлифовки бандажей ремонтные бригады должны тщательно очищатьподвагонное оборудование от горючих отложений.

9.9. В зимнее время в вагонах, работающих на открытых участках линийметрополитена, не разрешается закрывать вентиляционные короба горючимиматериалами.

9.10. Установка электропечей под сиденьями вагонов, эксплуатируемых наоткрытых линиях метрополитена, должна проводиться в соответствии с проектом,утвержденным в установленном порядке.

9.11. Переносные электролампы, применяемые для осмотра подвижногосостава, должны иметь напряжение не выше 42 В. Лампы должны быть защищены отмеханических повреждений.

9.12. Локомотивной бригаде запрещается:

а) выбрасывать на перегонах и станциях окурки, спички и горючий мусор;

б) открывать защитные кожухи у электропечей;

в) выезжать на линию без исправных первичных средств пожаротушения , требуемых по нормам;

г) перевозить в пассажирских вагонах ЛВЖ и ГЖ , взрывчатые, едкие и ядовитые вещества, а также баллонысо сжатыми и сжиженными горючими газами.

9.13. Огнетушители в кабине и салоне вагона должны располагаться в еготорце и закрепляться в подвешенном состоянии специальными креплениями.Допускается размещение огнетушителей под пассажирскими сиденьями в специальнооборудованных местах, а место установки обозначается соответствующимуказательным знаком.

9.14. Вагоны должны быть оборудованы исправным устройством связи"пассажир-машинист".

9.15. Не допускать выход на линию вагонов, с оборудования которыхпроисходит утечка (падение) смазки на путь.

10. СРЕДСТВА СВЯЗИ, СИГНАЛИЗАЦИИ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ

10.1. Все виды связи и средства оповещения (в том числе мегафоны),которые могут быть использованы для оповещения о пожаре и информации о немработников метрополитена и пассажиров, а также сигнализации, пожаротушения и противопожарной защиты в зданиях, сооруженияхи подвижном составе должны постоянно находиться в исправном состоянии ипериодически (в соответствии с нормативными документами) проверяться ссоставлением соответствующих актов. Возможность их использования должна бытьобеспечена в любое время суток.

10.2. У всех средств связи вывешиваются таблички о порядке сигналов и вызова пожарной охраны. Звуковой сигнало срабатывании приемных аппаратов пожарнойсигнализации, установленных в кабине ДСП , должендублироваться на платформестанции. На неисправных приборах пожарной сигнализации и телефонных аппаратах должны быть вывешены таблички "Неработает". На каждой станциии в кабине ДСП должен быть исправный мегафон.

10.3. Все объекты метрополитена и подвижной состав должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения согласно установленным нормам. Для хранения огнетушителей на станциях должны бытьоборудованы специальные ящикиразмером 0,9 х 0,9 х 0,3 м.Огнетушители большой вместимости ( ОП-100 , ОП-50 и т.п.) должныхраниться в специальных ящиках, обеспечивающихсвободный доступ к ним. На дверцах ящиков и ниш должны быть указатели установленного образца.

10.4. Использование пожарного инструмента и оборудования для хозяйственных, производственных ипрочих целей, не связанных с пожаротушением или ликвидацией аварий, категорическизапрещается.

10.5. Пожарные рукава должны иметь длину не менее 20 м (в каждом торце станции по обоим путям, в каждомконце коридора между станциями, а такжев начале, середине и конце каждого тупика - не менее 40 м, либо два рукава по 20 м) и быть подсоединены кпожарным кранам и стволам. Шкафчики пожарныхкранов должны быть закрыты и опломбированы. Дверцы шкафчиков должны легко открываться, иметьотверстия для проветривания и указатели "ПК N _____", "О пожаре звонить ________"(номер телефона городской и ведомственнойпожарной охраны). Пожарные краны в оборотных съездах и местах отстоя подвижного состава должны иметь световыеуказатели. Крышки люков пожарныхкранов должны быть обозначены соответствующими символами и надписями.

10.6. О всех ремонтных работах, связанных с отключением систем пожаротушения и извещения о пожаре, должны ставиться в известность пожарная охрана метрополитена, руководитель объекта, ДСП , дежурные диспетчерыи поездной диспетчер.

10.7. Если городской водопровод не обеспечивает подачу расчетного количества воды и необходимого напора упожарных кранов внутреннего пожарноговодопровода, следует устанавливать насосы-повысители ,которые включаются дистанционно откнопок, установленных у пожарных кранов. Отключениеводопроводных сетей станций от тоннельных участков перекрытием задвижек в торцах станций, как правило,не допускается. Разрешается временноепереключение задвижек в аварийных ситуациях.

10.8. Внутренние пожарные краны и насосы-повысители должны проверяться пуском водыработниками электромеханической службы с участием представителем пожарной охраны метрополитена в соответствии сграфиком планово-предупредительногоремонта, но не реже одного раза в 6 месяцев. Результаты проверки оформляются актом или отметкой в специальномжурнале.

10.9. Внутренний пожарный водопровод должен испытываться работниками электромеханической службы наводоотдачу при вводе его в эксплуатацию, в том числе после ремонта, а затем не реже одного раза в пять лет согласно методике испытаний на водоотдачувнутренней водопроводной сети объектов метрополитенов.

10.10. В помещениях насосных станций с насосами-повысителями должны быть вывешены схемывнутреннего водопровода и инструкции о порядке пуска пожарных насосов. Пожарные насосы окрашивают в красный цвет.

10.11. Электроприводы на задвижках обводной линии водомерного узла и водопроводном вводе на станцию, а такжена задвижках у торцов станции должныбыть исправными и готовыми при необходимости к включению. На задвижке обводной линии водомерногоузла вывешивают табличку с надписью "Открытьпри пожаре". Дежурный персонал объектов и станций обязан знать месторасположение задвижек обводныхлиний и обеспечивать при пожаре их своевременноеоткрытие.

10.12. Трубопроводы пожарно-хозяйственного водопровода, проходящие в зоне вентиляционных шахт и другихучастков с минусовой температурой в зимнеевремя, должны утепляться и обеспечивать бесперебойную подачу воды в случае пожара в любое время года.

При невозможности утепления пожарно-хозяйственный водопровод должен прокладываться сухотрубами с установкой в конце линий электрозадвижек .

10.13. Объекты метрополитена оборудуются системами автоматической пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения в соответствии с Ведомственными нормами технологического проектирования МПС.

10.14. На метрополитене должно быть обеспечено техническое обслуживание средств пожарнойавтоматики.

10.15. Ответственность за поддержание в исправном состоянии средств пожарной сигнализации и ее надежнуюэксплуатацию возлагается на службу сигнализациии связи, а средств пожаротушения - на лиц,ответственных за противопожарноесостояние объектов.

10.16. Для постоянного контроля за системами пожарной автоматики на объектах приказом должны быть назначенылица из числа инженерно-техническогоперсонала.

10.17. В помещениях, оборудованных системами пожаротушения ,должны быть инструкции о порядкеприведения их в действие.

10.18. У пожарных гидрантов и водоемов должны быть установлены световые указатели. Подступы к водоисточникам не должны загромождаться.

10.19. Пожарные гидранты и водозаборы водоемов на зимний период должны утепляться, а крышки колодцевсистематически очищаться от снега и льда.

10.20. Огнетушители следует проверять в установленные сроки в соответствии со стандартами.

10.21. Для зарядки, ремонта и гидравлического испытания химических, углекислотных и порошковыхогнетушителей, а также навязки, ремонта и гидравлического испытания пожарных рукавов на метрополитене должны быть мастерские, оснащенные соответствующимоборудованием.

10.22. На зимнее время (при температуре ниже + 15 ° С)пенные огнетушители, находящиесяна открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, необходимо убирать вутепленные будки или другие помещения. Местонахождениеогнетушителей обозначается указательными знаками по ГОСТ 12.4.026 - 76, которые развешиваются на видных местах на высоте2 - 2,5 м.

10.23. О закрытии отдельных участков дорог или проездов, препятствующих свободному подъездупожарных автомобилей к объектам метрополитена,а также неисправности пожарных гидрантов или водоемов необходимо сообщить в военизированную пожарную охрануметрополитена.

11. ПОРЯДОК СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ РАБОТНИКОВ МЕТРОПОЛИТЕНОВ И ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРОВ

11.1. На каждой станции должна быть инструкция, определяющая обязанности каждого работника в случаепожара, а также должен быть установленпорядок оповещения людей при возникновении пожара.

11.2. При возникновении пожара действия администрации и пожарной охраны метрополитена в первую очередьдолжны быть направлены на обеспечениебезопасной эвакуации людей.

11.3. Каждый работник метрополитена, обнаруживший пожар, в т.ч.

малозначительный, обязан:

а) немедленно сообщить об этом в пожарную охрану города по телефону "01";

б) сообщить о пожаре в пожарную охрану метрополитена (при пожаре в подземном сооружении метрополитенатакже поездному диспетчеру);

в) принять меры к оповещению и эвакуации людей и имущества, одновременно приступив к тушению очагапожара имеющимися на объекте средствами пожаротушения (огнетушитель, внутренний пожарныйкран, стационарная установка пожаротушения и т.п.);

г) организовать встречу вызванных пожарных подразделений и проводить пожарных к месту пожара.

11.4. При возникновении пожара в поезде, тоннеле или на станции локомотивная бригада (машинист) должнаруководствоваться в своих действияхинструкцией, определяющей действия бригады в особых условиях.

11.5. Порядок взаимодействия органов пожарной охраны МВД СССР с администрацией метрополитенов, а такжес подразделениями военизированной охраныМПС СССР в вопросах надзора за противопожарным состоянием объектов метрополитенов и организации тушенияпожаров на них регламентируется Инструкциейо порядке осуществления государственного пожарного надзора на объектах Министерства путей сообщения ивзаимодействия пожарной охраны МВДи МПС при тушении пожаров (в части организации государственного пожарного надзора) и Инструкцией опорядке взаимодействия органов пожарнойохраны МВД и МПС по организации пожарного надзора и тушению пожаров на объектах метрополитена (вчасти организации тушения пожаров). Настоящиеправила зарегистрированы в Главном управлении пожарной охраны МВД СССР под N ППБО 147-88.

Правила пожарной безопасности на метрополитенах, утвержденные МПС СССР 14.02.78 N ЦМетро-ЦУО-3510, считаются утратившими силу.

 

Все права защищены
© ООО АДВ Секьюрити,
2003—2024
Яндекс.Метрика
Метрика cайта: новости: 8222 | компании: 528 | бренды: 423 | статьи: 1150

О проекте / Контакты / Политика конфиденциальности и защиты информации

Techportal.ru в соц. сетях